Применение фотодатчика

Для проведения теста эффективность работы цилиндров в случаях, когда на двигателе отсутствует штатный ДПКВ либо доступ к нему сильно затруднен, рекомендуется применять внешний фотодатчик, который позволяет получить сигнал, аналогичный сигналу ДПКВ.
Фотодатчик имеет направленный источник света (светодиод) и регистратор освещенности (фотоприемник).

alt
Внешний вид фотодатчика
1.Светодиод
2.Фотоприемник

В зависимости от количества света, попавшего на фотоприемник, на выходе датчика генерируется сигнал. Если датчик направить на какой-либо предмет, то на выходе датчика появится напряжение, которое пропорционально способности предмета отражать свет. Чем больше света отражает поверхность предмета, тем ниже уровень сигнала.

alt
Расположение датчика напротив отражающей поверхности.

alt
Характеристика датчика

Следовательно, если расположить напротив датчика вращающуюся поверхность с контрастными метками, то на выходе датчика будет генерироваться периодический сигнал, по которому можно определить скорость вращения поверхности. Чем больше контрастных меток будет на поверхности, тем точнее будет измерение мгновенной скорости вращения.

alt
Вращающаяся поверхность и ФД с выходным сигналом.

Если нанести на шкив коленчатого вала аналогичные метки и расположить напротив ФД, то на выходе датчика будет сигнал, аналогичный сигналу ДПКВ. Следовательно, сигнал пригоден для проведения теста ЭРЦ.

Последовательность проведения теста
Для нанесения контрастных меток рекомендуется использовать специальный шаблон. Шаблон представляет собой диск, на котором по окружности нанесены контрастные метки: черные и белые секторы.

alt
Внешний вид шаблона

Файл для распечатки шаблона на принтере
fd_mask.pdf (0.3 MБ)
Редакция от 16.01.13

Распечатать шаблон на обычной белой бумаге.
Измерить диаметр приводного шкива и вырезать диск соответствующего диаметра (на шаблоне есть соответствующие контурные линии).

alt

alt

Наклеить шаблон на шкив, используя любой подходящий клей либо герметик.

alt

Расположить датчик напротив шаблона. Расстояние между датчиком и шаблоном должно быть не более 10…15 см, от него будет зависеть амплитуда сигнала датчика. Минимальное расстояние не ограничено, однако следует располагать датчик на безопасном расстоянии от шкива, чтобы избежать случайного попадания датчика или кабеля в ременной привод.

alt

Для удобной фиксации датчика на железной поверхности, предусмотрено специальное крепление с магнитом (1), которое также позволяет направить датчик в любом необходимом направлении. На креплении есть специальное резьбовое отверстие (2) для вкручивания шпильки М5.

alt

Шпилька упростит размещение датчика при затрудненном доступе в область шкива КВ.

alt
Примечание!
Датчик во время записи сигнала должен быть надежно зафиксирован, его перемещение приведет к ошибкам в проведении теста ЭРЦ.

Сигнальный провод подключить к мотор-тестеру (рекомендуется использовать 2ой канал)

alt


Провод питания подключить к аккумуляторной батарее автомобиля, либо к источнику постоянного напряжения 8…25 В (ток потребления датчика не более 50 мА).

alt

Выбрать в рабочем окружении Эффективность>ДПКВ 5 В.

alt

Запустить запись, запустить двигатель.

Характерный вид осциллограммы:

alt

Для проведения теста ЭРЦ, необходимо следовать рекомендациям в статье Эффективность работы цилиндров.

автор: Евгений Куришко